суббота, 2 марта 2013 г.

Предупредительные меры, задержание лица на основании постановления следственного судьи, суда (УПК Украины)


Предупредительными мерами являются:
1) личное обязательство;
2) личное поручительство;
3) залог;
4) домашний арест;
5) содержание под стражей.
Временной мерой является задержание лица, которое применяется на основаниях и в порядке, определенном УПК.
Следственный судья, суд отказывает в применении меры пресечения, если следователь, прокурор не докажет, установленные при рассмотрении ходатайства о применении мер обстоятельства, достаточные для убеждения, что ни одна из более мягких мер, указанных выше, не может предотвратить доказанным при рассмотрении рискам. При этом наиболее мягкой мерой является личное обязательство, а самым суровым - содержание под стражей.
Меры применяются: во время досудебного расследования - следственным судьей по ходатайству следователя, согласованному с прокурором, или по ходатайству прокурора, а в ходе судебного производства - судом по ходатайству прокурора.
Целью применения меры пресечения является обеспечение выполнения подозреваемым, обвиняемым возложенных на него процессуальных обязанностей, а также предотвращение попыток:
1) скрываться от органов предварительного расследования и / или суда;
2) уничтожить, скрыть или исказить любую из вещей или документов, имеющих существенное значение для установления обстоятельств уголовного преступления;
3) незаконно воздействовать на потерпевшего, свидетеля, другого подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста в этом же уголовном производстве;
4) препятствовать уголовному производству иным образом;
5) совершить другое уголовное преступление или продолжить уголовное преступление, в котором подозревается, обвиняется.
Основанием применения меры пресечения является наличие обоснованного подозрения в совершении лицом уголовного преступления, а также наличие рисков, которые дают достаточные основания следственному судье, суд считать, что подозреваемый, обвиняемый, осужденный может осуществить действия, указанные выше. Следователь, прокурор не имеют права инициировать применения меры пресечения без наличия для этого оснований, предусмотренных УПК.
При решении вопроса об избрании меры пресечения, кроме наличия рисков, указанных в статье 177 УПК, следственный судья, суд на основании предоставленных сторонами уголовного производства материалов обязан оценить в совокупности все обстоятельства, в том числе:
1) значимость имеющихся доказательств о совершении подозреваемым, обвиняемым уголовного преступления;
2) тяжесть наказания, грозит соответствующему лицу в случае признания подозреваемого, обвиняемого виновным в уголовном правонарушении, в совершении которого он подозревается, обвиняется;
3) возраст и состояние здоровья подозреваемого, обвиняемого;
4) прочность социальных связей подозреваемого, обвиняемого в месте его постоянного жительства, в том числе наличие у него семьи и иждивенцев;
5) наличие у подозреваемого, обвиняемого постоянного места работы или учебы;
6) репутацию подозреваемого, обвиняемого;
7) имущественное положение подозреваемого, обвиняемого;
8) наличие судимостей у подозреваемого, обвиняемого;
9) соблюдение подозреваемым, обвиняемым условий примененных мер, если они применялись к нему раньше;
10) наличие сообщение лицу о подозрении в совершении другого уголовного преступления;
11) размер имущественного ущерба, в нанесении которого подозревается, обвиняется лицо, или размер дохода, в получении которого в результате совершения уголовного преступления подозревается, обвиняется лицо, а также значимость имеющихся доказательств, которыми обосновываются соответствующие обстоятельства.
Личное обязательство заключается в возложении на подозреваемого, обвиняемого обязательства выполнять возложенные на него следственным судьей, судом обязанности, предусмотренные статьей 194 УПК.
Подозреваемому, обвиняемому в письменном виде под роспись разъясняются возложенные на него обязанности и поясняется, что в случае их невыполнения к нему может быть применена более жесткая мера пресечения и на него может быть наложено денежное взыскание в размере от 0,25 размера минимальной заработной платы до 2 размеров минимальной заработной платы.
Контроль за выполнением личного обязательства осуществляет следователь, а если дело находится в производстве суда, - прокурор.
Личное поручительство заключается в предоставлении лицами, заслуживающими доверия письменного обязательства о том, что они поручаются за выполнение подозреваемым, обвиняемым возложенных на него обязанностей в соответствии со статьей 194 УПК и обязуются при необходимости доставить его в орган предварительного расследования или в суд по первому о том требованию.
Количество поручителей определяет следственный судья, суд, который выбирает меру пресечения. Наличие одного поручителя может быть признано достаточным лишь в том случае, когда им является лицо, заслуживает особого доверия.
Поручителю разъясняется в совершении какого уголовного правонарушения подозревается или обвиняется лицо, предусмотренное законом наказание за его совершение, обязанности поручителя и последствия их невыполнения, право на отказ от принятых на себя обязательств и порядок реализации такого права.
Поручитель может отказаться от взятых на себя обязательств до возникновения оснований, влекущих его ответственность. В таком случае он обеспечивает явку подозреваемого, обвиняемого органа досудебного расследования или суд для решения вопроса о замене ему меры пресечения на другую.
В случае невыполнения поручителем взятых на себя обязательств на него налагается денежное взыскание в размере:
1) в производстве по уголовным преступлением, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет, или другое, более мягкое наказание - от двух до пяти размеров минимальной заработной платы;
2) в производстве по преступления, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, - от пяти до десяти размеров минимальной заработной платы;
3) в производстве по преступления, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти
лет, - от десяти до двадцати размеров минимальной заработной платы;
4) в производстве по преступления, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет, - от двадцати до пятидесяти размеров минимальной заработной платы.
Контроль за выполнением обязательств по личному поручительству осуществляет следователь, а если дело находится в производстве суда, - прокурор.
Домашний арест заключается в запрещении подозреваемому, обвиняемому покидать жилье круглосуточно или в определенный период суток.
Домашний арест может быть применен к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за совершение которого законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Постановление об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста передается для исполнения органу внутренних дел по месту жительства подозреваемого, обвиняемого.
Орган внутренних дел должен немедленно поставить на учет лицо, в отношении которого применена мера пресечения в виде домашнего ареста, и сообщить об этом следователю или суду, если мера пресечения применено во время судебного разбирательства.
Работники органа внутренних дел с целью контроля за поведением подозреваемого, обвиняемого, который находится под домашним арестом, имеют право появляться в жилье этого лица, требовать предоставить устные или письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением возложенных на нее обязательств, использовать электронные средства контроля.
Срок действия постановления следственного судьи о содержании лица под домашним арестом не может превышать двух месяцев. В случае необходимости срок содержания лица под домашним арестом может быть продлен по ходатайству прокурора в пределах срока досудебного расследования в порядке, предусмотренном статьей 199 УПК. Совокупный срок содержания лица под домашним арестом во время досудебного расследования не может превышать шести месяцев. По истечению этого срока постановление о применении меры пресечения в виде домашнего ареста прекращает свое действие, и мера пресечения считается отмененной.
Залог заключается во внесении средств в денежной единице Украины на специальный счет, определенный в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, с целью обеспечения выполнения подозреваемым, обвиняемым возложенных на него обязанностей, под условием обращения внесенных средств в доход государства в случае невыполнения этих обязанностей. Возможность применения залога в отношении лица, в отношении которого применена мера пресечения в виде содержания под стражей, может быть определена в постановлении следственного судьи, суда в случаях, предусмотренных частями третьей или четвертой статьи 183 УПК.
Залог может быть внесен как самим подозреваемым, обвиняемым, так и другим физическим или юридическим лицом (залогодателем). Залогодателем не может быть юридическое лицо государственной или коммунальной собственности или такое, которое финансируется из местного, государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, или в уставном капитале которого есть доля государственной, коммунальной собственности, или которое принадлежит субъекту хозяйствования, находящемуся в государственной или коммунальной собственности.
При применении меры пресечения в виде залога подозреваемому, обвиняемому разъясняются его обязанности и последствия их невыполнения, а залогодателю - в совершении какого уголовного правонарушения подозревается или обвиняется лицо, предусмотренное законом наказание за его совершение, обязанности по обеспечению надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого и его явки по вызову, а также последствия невыполнения этих обязанностей.
В случае внесения залога согласно постановлению следственного судьи, суда в отношении лица, в отношении которого ранее была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, разъяснения осуществляются уполномоченным должностным лицом места заключения.
Размер залога определяется следственным судьей, судом с учетом обстоятельств уголовного преступления, имущественного и семейного положения подозреваемого, обвиняемого, других данных о его личности и рисков, предусмотренных статьей 177 УПК. Размер залога должен в достаточной степени гарантировать выполнение подозреваемым, обвиняемым возложенных на него обязанностей и не может быть заведомо непомерным для него.
Размер залога определяется в следующих пределах:
1) в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, - от одного до двадцати размеров минимальной заработной платы;
2) в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении тяжкого преступления, - от двадцати до восьмидесяти размеров минимальной заработной платы;
3) в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления, - от восьмидесяти до трехсот размеров минимальной заработной платы.
В исключительных случаях, если следственный судья, суд установит, что залог в указанных пределах не способен обеспечить выполнение лицом,  которое подозревается, обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, возложенных на него обязанностей, залог может быть назначен в размере, превышающем восемьдесят или триста размеров минимальной заработной платы соответственно.
Подозреваемый, обвиняемый, который не находится под стражей, не позднее пяти дней со дня избрания меры пресечения в виде залога обязан внести средства на соответствующий счет или обеспечить их внесения залогодателем и предоставить документ, это подтверждает, следователю, прокурору, суду. Указанные действия могут быть осуществлены позднее пяти дней со дня избрания меры пресечения в виде залога, если на момент их совершения не будет принято решение об изменении меры пресечения. С момента избрания меры пресечения в виде залога в отношении лица, не содержащегося под стражей, в том числе до фактического внесения средств на соответствующий счет, а также с момента освобождения подозреваемого, обвиняемого из-под стражи в результате внесения залога, определенного следственным судьей, судом в постановлении о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, подозреваемый, обвиняемый, залогодатель обязаны выполнять возложенные на них обязанности, связанные с применением меры пресечения в виде залога.
В случаях, предусмотренных частями третьей или четвертой статьи 183 УПК, подозреваемый, обвиняемый или залогодатель вправе в любой момент внести залог в размере, определенном в постановлении о применении меры пресечения в виде содержания под стражей.
В случае невыполнения обязательств залогодателем, а также, если подозреваемый, обвиняемый, будучи надлежащим образом уведомлен, не явился по вызову к следователю, прокурору, следственному судье, суд без уважительных причин или не сообщил о причинах своей неявки, или если нарушил другие возложенные на него при применении меры пресечения обязанности, залог обращается в доход государства и зачисляется в специальный фонд Государственного бюджета Украины и используется в порядке, установленном законом для использования судебного сбора.
Вопрос об обращении залога в доход государства решается следственным судьей, судом по ходатайству прокурора или по собственной инициативе суда в судебном заседании с участием подозреваемого, обвиняемого, залогодателя, в порядке, предусмотренном для рассмотрения ходатайств об избрании меры пресечения. Неприбытия в судебное заседание указанных лиц, которые были надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения вопроса, не препятствует проведению судебного заседания.
В случае обращения залога в доход государства следственный судья, суд решает вопрос о применении к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде залога в большем размере или иной меры пресечения с учетом положений части седьмой статьи 194 УПК.
Залог, который не было обращено в доход государства, возвращается подозреваемому, обвиняемому, залогодателю после прекращения действия этой меры пресечения. При этом залог, внесенный подозреваемым, обвиняемым, может быть полностью или частично обращено судом на выполнение приговора в части имущественных взысканий. Залог, внесенный залогодателем может быть обращен судом на выполнение приговора в части имущественных взысканий только с его согласия.
Содержание под стражей является исключительным мерой, которая применяется исключительно в случае, если прокурор докажет, что ни один из более мягких мер не сможет предотвратить риски, предусмотренным статьей 177 УПК.
Мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть применена, кроме как:
1) к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, - исключительно в случае, если прокурором, кроме наличия оснований, предусмотренных статьей 177 УПК, будет доказано, что подозреваемый, обвиняемый не выполнил обязанности, возложенные на него при применении другой, ранее избранной меры пресечения, или не выполнил в установленном порядке требований о внесении средств в качестве залога и предоставления документа, это подтверждает;
2) к ранее судимому лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, исключительно в случае, если прокурором, кроме наличия оснований, предусмотренных статьей 177 УПК, будет доказано, что, находясь на свободе, это лицо скрывалось от органа досудебного расследования или суда, препятствовала уголовному производству или ему сообщено о подозрении в совершении другого преступления;
3) к ранее не судимому лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, - исключительно в случае, если прокурором, кроме наличия оснований, предусмотренных статьей 177 УПК, будет доказано, что, находясь на свободе, это лицо скрывалась от органа досудебного расследования или суда, препятствовала уголовном производству или ей сообщено о подозрении в совершении другого преступления;
4) к ранее не судимому лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет;
5) к ранее судимому лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
6) к лицу, которое разыскивают компетентные органы иностранного государства за уголовное преступление, в связи с которым может быть решен вопрос о выдаче лица (экстрадиции) такому государству для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, в порядке и на основаниях, предусмотренных разделом ИХ настоящего Кодекса или международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.
Следственный судья, суд при вынесении определения о применении меры пресечения в виде содержания под стражей обязан определить размер залога, достаточного для обеспечения выполнения подозреваемым, обвиняемым обязанностей, предусмотренных УПК.
В постановлении следственного судьи, суда указываются, какие обязанности из предусмотренных статьей 194 УПК будут возложены на подозреваемого, обвиняемого в случае внесения залога, последствия их невыполнения, обосновывается выбраный размер залога, а также возможность ее применения, если такое решение принято в уголовном производстве.
Следственный судья, суд при вынесении определения о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, учитывая основания и обстоятельства, предусмотренные статьями 177 и 178 УПК, вправе не определять размер залога в уголовном производстве:
1) относительно преступления, совершенного с применением насилия или угрозой его применения;
2) относительно преступления, которое повлекло гибель человека;
3) в отношении лица, в отношении которого в этом производстве уже избиралась мера пресечения в виде залога, однако был нарушен ней.
Ходатайство следователя, прокурора о применении меры пресечения подается в местный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого осуществляется досудебное расследование, и должно содержать:
1) краткое изложение фактических обстоятельств уголовного преступления, в котором подозревается или обвиняется лицо;
2) правовую квалификацию уголовного преступления с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности;
3) изложение обстоятельств, дающих основания подозревать, обвинять человека в совершении уголовного преступления, и ссылки на материалы, подтверждающие эти обстоятельства;
4) ссылка на один или несколько рисков, указанных в статье 177 УПК;
5) изложение обстоятельств, на основании которых следователь, прокурор пришел к выводу о наличии одного или нескольких рисков, указанных в его ходатайстве, и ссылки на материалы, подтверждающие эти обстоятельства;
6) обоснование невозможности предотвращения риска или рисков, указанным в ходатайстве, путем применения более мягких мер;
7) обоснование необходимости возложения на подозреваемого, обвиняемого конкретных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 194 УПК.
Копия ходатайства и материалов, которыми обосновывается необходимость применения меры пресечения, предоставляется подозреваемому, обвиняемому не позднее, чем за три часа до начала рассмотрения ходатайства.
К ходатайству прилагаются:
1) копии материалов, которыми следователь, прокурор обосновывает доводы ходатайства;
2) перечень свидетелей, которых следователь, прокурор считает необходимым допросить в ходе судебного разбирательства относительно меры пресечения;
3) подтверждение того, что подозреваемому, обвиняемому предоставлены копии ходатайства и материалов, которыми обосновывается необходимость применения меры пресечения.
Применения меры пресечения к каждой личности требует внесения отдельного ходатайства.
Если после подачи ходатайства о применении меры пресечения прокурору стали известны обстоятельства, исключающие обоснованное подозрение в совершении лицом уголовного преступления, он обязан отозвать ходатайство о применении меры пресечения и отозвать разрешение на задержание, если такое разрешение было получено.
Если после подачи ходатайства о применении меры пресечения следователю, прокурору стали известны другие обстоятельства, которые могут повлиять на решение судом вопроса о применении меры пресечения, он обязан дополнить или изменить ходатайство, или заменить его новым ходатайством.
Ходатайство о применении или изменении меры пресечения рассматривается следственным судьей, судом безотлагательно, но не позднее семидесяти двух часов с момента фактического задержания подозреваемого, обвиняемого или с момента поступления в суд ходатайство, если подозреваемый, обвиняемый находится на свободе, или с момента представления подозреваемым, обвиняемым, его защитником в суд соответствующего ходатайства.
Следственный судья, суд после получения ходатайства о применении меры пресечения к подозреваемому, обвиняемому, который находится на свободе, назначает дату судебного заседания и осуществляет судебный вызов.
Если следователь, прокурор подал вместе с ходатайством о применении меры пресечения в виде содержания под стражей ходатайство о разрешении на задержание подозреваемого, обвиняемого с целью его поводу, следственный судья, суд принимает решение в соответствии со статьей 189 УПК.
В случае неприбытия подозреваемого, обвиняемого судебным вызовом и отсутствия у следственного судьи, суда до начала судебного заседания сведений об уважительных причинах, препятствующих его своевременному прибытию, следственный судья, суд вправе вынести постановление о приводе подозреваемого, обвиняемого, если он не явился для рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или содержания под стражей, или определение о разрешении на его задержание с целью поводу, если постановление о приводе не было выполнено.
Прокурор, следователь по согласованию с прокурором имеет право обратиться с ходатайством о разрешении на задержание подозреваемого, обвиняемого с целью его счет для участия в рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения в виде содержания под стражей.
Это ходатайство может быть подано:
1) одновременно с представлением ходатайства о применении меры пресечения в виде содержания под стражей или изменения другой меры пресечения на содержание под стражей;
2) после подачи ходатайства о применении меры пресечения и до прибытия подозреваемого, обвиняемого суду на основании судебного вызова
3) после неявки подозреваемого, обвиняемого судебным вызовом для участия в рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения в виде содержания под стражей и отсутствия у следственного судьи, суда до начала судебного заседания сведений об уважительных причинах, препятствующих его своевременному прибытию.
Прокурор добавляет к ходатайству документы, подтверждающие указанные в пунктах 1, 2 части четвертой статьи 189 УПК обстоятельства.
Следственный судья, суд не вправе отказать в рассмотрении ходатайства о разрешении на задержание с целью поводу подозреваемого, обвиняемого, даже если существуют основания для задержания без решения суда о задержании с целью поводу.
Ходатайство о разрешении на задержание подозреваемого, обвиняемого рассматривается следственным судьей, судом немедленно после получения этого ходатайства.
Рассмотрение ходатайства осуществляется в закрытом судебном заседании с участием прокурора.
Следственный судья, суд отказывает в предоставлении разрешения на задержание подозреваемого, обвиняемого с целью его счет, если прокурор не докажет, что указанные в ходатайстве о применении меры пресечения обстоятельства указывают на наличие оснований для содержания под стражей подозреваемого, обвиняемого, а также достаточные основания полагать , что подозреваемый, обвиняемый скрывается от органов предварительного расследования или получив сведения об обращении следователя, прокурора в суд с ходатайством о применении меры пресечения, подозреваемый, обвиняемый до начала рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения примет меры, которые являются основанием для применения меры пресечения и указанные в статье 177 УПК.
Постановление о разрешении на задержание с целью привода должна содержать:
1) наименование суда, фамилия и инициалы следственного судьи, судьи (судей);
2) фамилия, имя, отчество подозреваемого, обвиняемого, для задержания которого выносится постановление, известные на момент вынесения постановления, а если фамилия, имя, отчество не известны, - описание такого лица;
3) краткое изложение фактических обстоятельств уголовного преступления, в совершении которого подозревается, обвиняется лицо, и его правовую квалификацию по закону Украины об уголовной ответственности;
4) ссылка на обстоятельства, которые дают основания для:
обоснованного подозрения о совершении лицом уголовного преступления;
выводу о существовании риска, указанного в ходатайстве о применении меры пресечения;
выводу о существовании обстоятельств, указанных в пунктах 1 или 2 части четвертой статьи 189 УПК, для принятия решения о предоставлении разрешения на задержание;
5) дату вынесения определения;
6) дату потери законную силу определения;
7) подпись следственного судьи, судьи (судей), который вынес постановление.
В постановлении о разрешении на задержание указываются фамилия, имя, отчество, адрес и телефон прокурора или следователя, по ходатайству которого постановлено определение.
Постановление о разрешении на задержание с целью поводу теряет законную силу с момента:
1) поводу подозреваемого, обвиняемого суду;
2) окончание срока действия постановления, указанного в ней, или истечении шести месяцев с даты вынесения постановления, в которой не указано срока ее действия;
3) отзыва постановления прокурором.
Следственный судья, суд по ходатайству прокурора вправе решить вопрос о повторном задержании в порядке, предусмотренном УПК. Повторное обращение в суд с ходатайством о разрешении на задержание одного и того же лица по тому же уголовному производству после вынесения следственным судьей, судом определения об отказе в удовлетворении такого ходатайства возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, подтверждающих необходимость содержания лица под стражей.
Постановление об отказе в предоставлении разрешения на задержание может быть обжаловано в порядке, предусмотренном УПК. Постановление о разрешении на задержание обжалованию не подлежит.
Задержаное на основании постановления следственного судьи, суда лицо не позднее тридцати шести часов с момента задержания должно быть освобождено или доставлено ​​к следственному судье, суд, постановивший решение о разрешении на задержание с целью поводу.
В случае задержания на транспорте месту задержания считается территория района, на которой лицо задержано.
В случае задержания лица на общественном транспорте, незапланированная остановка которого невозможна без лишних трудностей, месту задержания считается территория района, на которой расположена ближайшая попутная остановка общественного транспорта.
В случае задержания лица на авиационном или морском транспорте при осуществлении рейса за пределы государственной границы Украины местом задержания считается порт в пределах государственной границы Украины, в котором начался этот рейс.
Должностное лицо, которое на основании постановления следственного судьи, суда о разрешении на задержание задержала человека, обязано немедленно вручить ему копию указанного постановления.
Уполномоченное должностное лицо (лицо, которому законом предоставлено право осуществлять задержание), которая задержала человека на основании постановления следственного судьи, суда о разрешении на задержание или у которого под стражей держится лицо, в отношении которого действует постановление о разрешении на задержание, немедленно уведомляет об этом следователя, прокурора, указанного в постановлении.
Если после задержания подозреваемого, обвиняемого выяснится, что он был задержан на основании постановления о разрешении на задержание, которое отозвано прокурором, подозреваемый, обвиняемый должен быть немедленно освобожден уполномоченным должностным лицом, под стражей, которого он содержится, если нет других законных оснований для его дальнейшего задержания.
Должностное лицо осуществляет задержание сотрудника кадрового состава разведывательного органа Украины при исполнении им своих служебных обязанностей и связанный с этим личный обыск, и досмотр его вещей проводится только в присутствии официальных представителей этого разведывательного органа.
Прокурор, следователь по согласованию с прокурором вправе обратиться с ходатайством о применении меры пресечения к лицу, которое задержан без решения о разрешении на задержание по подозрению в совершении уголовного преступления, в местный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого находится орган досудебного расследования, а если это невозможно в срок, предусмотренный частью второй статьи 211 УПК, - в местный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого лицо было задержано.
Ходатайство о применении меры пресечения к лицу, которое задержано без решения о разрешении на задержание по подозрению в совершении уголовного преступления, должно соответствовать требованиям, указанным в статье 184 УПК. К ходатайству должен быть приложен протокол задержания подозреваемого.
Рассмотрение ходатайства о применении меры пресечения производится с участием прокурора, подозреваемого, обвиняемого, его защитника, кроме случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.
Следственный судья, суд, в который прибыл или доставлен подозреваемый, обвиняемый для участия в рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения, обязан разъяснить его права:
1) иметь защитника;
2) знать суть и основания подозрения или обвинения;
3) знать причины его задержания;
4) отказаться давать объяснения, показания по поводу подозрения или обвинения;
5) давать объяснения по любым обстоятельств его задержания и содержания под стражей;
6) исследовать вещественные доказательства, документы, показания, на которые ссылается прокурор, и предоставлять вещи, документы, показания других лиц на опровержение доводов прокурора;
7) заявлять ходатайства о вызове и допросе свидетелей, показания которых могут иметь значение для решения вопросов этого рассмотрения.
Следственный судья, суд обязан принять необходимые меры для обеспечения защитником подозреваемого, обвиняемого, если последний заявил ходатайство о привлечении защитника, если участие защитника является обязательным или если следственный судья, суд решит, что обстоятельства уголовного производства требуют участия защитника.
По ходатайству сторон или по собственной инициативе следственный судья, суд вправе заслушать любого свидетеля или исследовать любые материалы, имеющие значение для решения вопроса о применении меры пресечения.
Любые утверждения или заявления подозреваемого, обвиняемого, сделанные во время рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения, не могут быть использованы на доведение его виновности в уголовном правонарушении, в совершении которого он подозревается, обвиняется или в любом другом правонарушении.
Следственный судья, суд может рассмотреть ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей и выбрать такую ​​меру пресечения при отсутствии подозреваемого, обвиняемого, только в случае, если прокурором, кроме наличия оснований, предусмотренных статьей 177 УПК, будет доказано, что подозреваемый, обвиняемый объявлен в международный розыск. В таком случае после задержания лица и не позднее чем через сорок восемь часов после ее доставки к месту уголовного производства следственный судья, суд с участием подозреваемого, обвиняемого рассматривает вопрос о применении избранной меры пресечения в виде содержания под стражей или его изменение на более мягкие какую меру пресечения, о чем выносит определение.
При рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения следователь судья, суд обязан установить, доказывают предоставленные сторонами уголовного производства доказательства обстоятельства, свидетельствующие о:
1) наличие обоснованного подозрения в совершении подозреваемым, обвиняемым уголовного преступления;
2) наличие достаточных оснований полагать, что существует хотя бы один из рисков, предусмотренных статьей 177 УПК, и на которые указывает следователь, прокурор;
3) недостаточность применения более мягких мер для предотвращения риска или рисков, указанных в запросе.
Следственный судья, суд обязан вынести постановление об отказе в применении меры пресечения, если при рассмотрении ходатайства прокурор не докажет наличие всех обстоятельств, указанных выше.
Если во время рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, прокурор докажет наличие всех обстоятельств, указанных выше, следственный судья, суд применяет соответствующий мера, обязывает подозреваемого, обвиняемого прибывать по каждой требованием в суд или в другой определенный орган государственной власти, а также выполнять одну или несколько обязанностей, необходимость возложения которых была доказана прокурором, а именно:
1) прибывать в определенной должностным лицом с установленной периодичностью;
2) не отлучаться из населенного пункта, в котором он зарегистрирован, проживает или находится, без разрешения следователя, прокурора или суда;
3) уведомлять следователя, прокурора или суд об изменении своего места жительства и / или места работы;
4) воздерживаться от общения с любым лицом, определенным следственным судьей, судом, или общаться с ним с соблюдением условий, определенных следственным судьей, судом;
5) не посещать места, определенные следственным судьей или судом;
6) пройти курс лечения от наркотической или алкогольной зависимости;
7) приложить усилия к поиску работы или к обучению;
8) сдать на хранение в соответствующие органы государственной власти свой паспорт (паспорта) для выезда за границу, другие документы, дающие право на выезд из Украины и въезд в Украину;
9) носить электронное средство контроля.
Обязанности, указанные выше, могут быть возложены на подозреваемого, обвиняемого на срок не более двух месяцев. В случае необходимости этот срок может быть продлен по ходатайству прокурора в порядке, предусмотренном статьей 199 УПК. По истечении срока, в том числе продленного, на который на подозреваемого, обвиняемого были возложены соответствующие обязанности, постановление о применении меры пресечения в этой части прекращает свое действие и обязанности отменяются.
К подозреваемому, обвиняемому в совершении преступления, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа более трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, может быть применена мера пресечения только в виде залога или задержания.
Применение электронных средств контроля заключается в закреплении на теле подозреваемого, обвиняемого устройства, позволяющий отслеживать и фиксировать его местонахождение. Такое устройство должен быть защищен от самостоятельного снятия, повреждения или иного вмешательства в его работу с целью уклонения от контроля и сигнализировать о попытках лица осуществить следующие действия.
Электронные средства контроля могут применяться:
1) следователем на основании постановления следственного судьи, суда об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, не связанной с лишением свободы;
2) работниками органов внутренних дел на основании постановления следственного судьи, суда, которым в отношении подозреваемого, обвиняемого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
Электронные средства контроля применяются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Украины.
Не допускается применение электронных средств контроля, которые существенно нарушают нормальный уклад жизни человека, вызывают значительные неудобства в их ношении или могут представлять опасность для жизни и здоровья лица, их использует.
Следователь, работник органа внутренних дел перед применением электронного средства контроля обязан под роспись разъяснить подозреваемому, обвиняемому правила пользования устройством, технику безопасности обращения с ним и последствия его снятия или неправомерного вмешательства в его работу с целью уклонения от контроля.
Отказ от ношения средства электронного контроля, умышленное снятие, повреждение или иное вмешательство в его работу с целью уклонения от контроля, а равно попытка совершить указанные действия является невыполнением обязанностей, возложенных судом на подозреваемого, обвиняемого при избрании меры пресечения, не связанного с лишением свободы или в виде домашнего ареста.
В постановлении о применении меры пресечения следственный судья, суд указывает сведения о:
1) уголовном преступлении (его суть и правовую квалификацию с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности), в котором подозревается, обвиняется лицо;
2) обстоятельства, которые свидетельствуют о существовании рисков, предусмотренных статьей 177 УПК;
3) обстоятельства, свидетельствующие о недостаточности применения более мягких мер для предотвращения рисков, предусмотренных статьей 177 УПК;
4) ссылка на доказательства, обосновывающие эти обстоятельства;
5) мера пресечения, которая применяется.
В постановлении о применении меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, указываются конкретные обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 194 УПК, возлагаются на подозреваемого, обвиняемого, и в случаях, установленных УПК, срок, на который их наложено.
В постановлении о применении меры пресечения в виде домашнего ареста указывается точный адрес жилья, подозреваемому, обвиняемому запрещается покидать.
Следственный судья, суд обязан определить в постановлении об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста дату окончания ее действия в пределах срока, предусмотренного УПК.
Копия определения о применении меры пресечения вручается подозреваемому, обвиняемому немедленно после его объявления.
Срок действия постановления следственного судьи, суда о содержании под стражей или продлении срока содержания под стражей не может превышать шестидесяти дней.
Срок содержания под стражей исчисляется с момента заключения под стражу, а если заключению под стражу предшествовало задержание подозреваемого, обвиняемого, - с момента задержания. В срок содержания под стражей включается время пребывания лица в медицинском учреждении при проведении стационарной психиатрической экспертизы. В случае повторного заключения под стражу лица в том же уголовном производстве срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени содержания под стражей ранее.
Срок содержания под стражей может быть продлен следственным судьей в пределах срока досудебного расследования в порядке, предусмотренном УПК. Совокупный срок содержания под стражей подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного расследования не должен превышать:
1) шести месяцев - в уголовном производстве по преступлениям небольшой или средней тяжести;
2) двенадцати месяцев - в уголовном производстве по тяжким или особо тяжким преступлениям.
Высказанные в постановлении следственного судьи, суда по результатам рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения заключения по любым обстоятельствам, относящиеся к существу подозрения, обвинения, не имеют преюдициального значение для суда во время судебного разбирательства или для следователя или прокурора во время этого или другого уголовного производства.
Ходатайство о продлении срока содержания под стражей, имеет право подать прокурор, следователь по согласованию с прокурором не позднее, чем за пять дней до окончания действия предыдущей постановления о содержании под стражей.
Ходатайство о продлении срока содержания под стражей подается в местный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого осуществляется досудебное расследование.
Ходатайство о продлении срока содержания под стражей, кроме сведений, указанных в статье 184 УПК, должно содержать:
1) изложение обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что заявленный риск уменьшился или появились новые риски, которые оправдывают содержания лица под стражей;
2) изложение обстоятельств, препятствующих завершению досудебного расследования до окончания действия предыдущей постановления о содержании под стражей.
Следственный судья обязан рассмотреть ходатайство о продлении срока содержания под стражей до окончания срока действия предыдущей постановления по правилам, предусмотренным для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения.
Следственный судья обязан отказать в продлении срока содержания под стражей, если прокурор, следователь не докажет, что обстоятельства, указанные в части третьей настоящей статьи, оправдывают дальнейшее содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей.
Прокурор, следователь по согласованию с прокурором вправе обратиться в порядке, предусмотренном статьей 184 УПК, к следственному судье, суд с ходатайством об изменении меры пресечения, в том числе об отмене, изменении или возложение дополнительных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 194 УПК, или об изменении способа их выполнения.
В ходатайстве об изменении меры пресечения обязательно указываются обстоятельства, которые:
1) возникли после принятия предыдущего решения о применении меры пресечения;
2) существовали во время принятия предварительного решения о применении меры пресечения, но о которых следователь, прокурор в то время не знал и не мог знать.
Копия ходатайства и материалов, которыми обосновывается необходимость изменения меры пресечения, предоставляется подозреваемому, обвиняемому не позднее, чем за три часа до начала рассмотрения ходатайства.
К ходатайству прилагаются:
1) копии материалов, которыми следователь, прокурор обосновывает доводы ходатайства;
2) перечень свидетелей, которых следователь, прокурор считает необходимым допросить во время рассмотрения ходатайства, с указанием сведений, которые они могут предоставить, и обоснованием значение этих сведений для решения вопроса;
3) подтверждение того, что подозреваемому, обвиняемому направлена ​​копия ходатайства и копии материалов, обосновывающих ходатайство.
Прокурор, следователь по согласованию с прокурором также имеет право ходатайствовать о разрешении на задержание лица, которое рассматривается следственным судьей, судом по правилам, предусмотренным статьей 189 УПК.
Подозреваемый, обвиняемый, которому применена мера пресечения, его защитник, имеет право подать в местный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого осуществляется досудебное расследование, ходатайство об изменении меры пресечения, в том числе об отмене или изменении дополнительных обязанностей, предусмотренных частью п 'пятой статьи 194 УПК и возложенных на него следственным судьей, судом, или об изменении способа их выполнения.
Копия ходатайства и материалов, которыми оно обосновывается, предоставляется прокурору не позднее, чем за три часа до начала рассмотрения ходатайства.
К ходатайству должны быть приложены:
1) копии материалов, которыми подозреваемый, обвиняемый обосновывает доводы ходатайства;
2) перечень свидетелей, которых подозреваемый, обвиняемый считает необходимым допросить во время рассмотрения ходатайства, с указанием сведений, которые они могут предоставить, и обоснованием значение этих сведений для решения вопроса;
3) подтверждение того, что прокурору направлена ​​копия ходатайства и копии материалов, обосновывающих ходатайство.
Следственный судья, суд обязан рассмотреть ходатайство подозреваемого, обвиняемого в течение трех дней со дня его получения согласно правилам, предусмотренным для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения.
Следственный судья, суд имеет право оставить без рассмотрения ходатайства об изменении меры пресечения, поданное ранее тридцати дней со дня вынесения предыдущего решения о применении, изменении или отказе в изменении меры пресечения, если в нем не указаны новые обстоятельства, которые не рассматривались следственным судьей, судом .
В случае применения меры пресечения в виде личного обязательства подозреваемый, обвиняемый, который был задержан, освобождается из-под стражи немедленно.
В случае применения меры пресечения в виде личной поруки подозреваемый, обвиняемый, который был задержан, освобождается из-под стражи немедленно после предоставления его поручителями определенного обязательства.
В случае применения меры пресечения в виде домашнего ареста подозреваемый, обвиняемый, был задержан:
1) немедленно доставляется к месту жительства и освобождается
из-под стражи, если согласно условиям избранной меры пресечения ему запрещено покидать жилье круглосуточно;
2) немедленно освобождается из-под стражи и обязуется безотлагательно прибыть к месту своего проживания, если согласно условиям избранной меры пресечения ему запрещено покидать жилье в определенное время суток.
Подозреваемый, обвиняемый освобождается из-под стражи после внесения залога, определенной следственным судьей, судом в постановлении о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, если у уполномоченного должностного лица места заключения, под стражей в котором он находится, отсутствует другое судебное решение, вступившим в законную силу и прямо предусматривает содержания этого подозреваемого, обвиняемого под стражей.
После получения и проверки документа, подтверждающего внесение залога, уполномоченное должностное лицо места заключения, под стражей в котором находится подозреваемый, обвиняемый, немедленно дает распоряжение о его освобождении из-под стражи и сообщает об этом устно и письменно следователю, прокурору и следственному судье, а если залог внесен в ходе судебного производства, - прокурора и суд. Проверка документа, подтверждающего внесение залога, не может продолжаться более одного рабочего дня.
С момента освобождения из-под стражи в связи с внесением залога подозреваемый, обвиняемый считается, что к нему применена мера пресечения в виде залога.
В случае вынесения следственным судьей, судом определения об отказе в продлении срока содержания под стражей, об отмене меры пресечения в виде содержания под стражей или его изменение на иную меру пресечения, об освобождении лица из-под стражи в случае, предусмотренном частью третьей статьи 206 УПК, или в случае окончания срока действия постановления следственного судьи, суда о содержании под стражей подозреваемый, обвиняемый должен быть немедленно освобожден, если у уполномоченного должностного лица места заключения, под стражей в котором он находится, отсутствует другое судебное решение, вступившее в законную силу и прямо предусматривающее содержания этого подозреваемого, обвиняемого под стражей.
Постановление о применении меры пресечения прекращает свое действие по истечении срока действия постановления об избрании меры пресечения, принятия оправдательного приговора или закрытия уголовного производства в порядке, предусмотренном УПК.
Если подозреваемого, обвиняемого применена мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, он не может быть задержан без разрешения следственного судьи, суда в связи с подозрением или обвинением в том же уголовном правонарушении.
Постановление следственного судьи, суда относительно применения меры пресечения подлежит немедленному исполнению после его объявления.
Каждый следственный судья суда, в пределах территориальной юрисдикции которого находится лицо, находится под стражей, имеет право вынести решение, которым обязать любой орган государственной власти или должностное лицо обеспечить соблюдение прав такого лица.
Если следственный судья получает из любых источников сведения, которые создают обоснованное подозрение, что в пределах территориальной юрисдикции суда находится лицо, лишенное свободы при отсутствии судебного решения, вступившего в законную силу, или не освобожденное из-под стражи после внесения залога в установленном УПК порядке, он обязан вынести постановление, которым должен обязать любой орган государственной власти или должностное лицо, под стражей которых содержится лицо, немедленно доставить это лицо к следственному судье для выяснения оснований лишения свободы.
Следственный судья обязан освободить лишенного свободы человека, если орган государственной власти или должностное лицо, под стражей которых содержится это лицо, не предоставит судебное решение, вступившее в законную силу, или не докажет наличие иных правовых оснований для лишения лица свободы.
Независимо от наличия ходатайства следователя, прокурора, следственный судья обязан освободить лицо, если орган государственной власти или должностное лицо, под стражей которых содержалась это лицо не докажет:
1) существование предусмотренных законом оснований для задержания лица без решения следственного судьи, суда;
2) непревышение предельного срока содержания под стражей;
3) отсутствие промедление в доставке лица в суд.
Если во время любого судебного заседания лицо заявляет о применении к нему насилия во время задержания или содержания в уполномоченном органе государственной власти, государственном учреждении (орган государственной власти, государственное учреждение, которым законом предоставлено право осуществлять содержания под стражей лиц), следственный судья обязательства вязаный зафиксировать такое заявление или принять от лица письменное заявление и:
1) обеспечить безотлагательное проведение судебно-медицинского обследования лица;
2) поручить соответствующему органу досудебного расследования провести исследование фактов, изложенных в заявлении лица;
3) принять необходимые меры для обеспечения безопасности личности согласно законодательству.
Следственный судья обязан действовать в порядке, предусмотренном УПК, независимо от наличия заявления лица, если его внешний вид, состояние или другие известные следственному судье обстоятельства дают основания для обоснованного подозрения нарушения требований законодательства при задержании или содержания в уполномоченном органе государственной власти, государственном учреждении.
Следственный судья имеет право не предпринимать действий, указанных в части шестой настоящей статьи, прокурор докажет, что эти действия уже осуществлены или осуществляются.
Следственный судья обязан принять необходимые меры для обеспечения лица, лишенного свободы, защитником и отложить любое разбирательство, в котором участвует такое лицо, на необходимое для обеспечения лица защитником время, если оно желает привлечь защитника или если следственный судья решит, что обстоятельства, установленные в ходе уголовного производства, требуют участия защитника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий