Налоговые органы составляют единую централизованную
систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную
систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации
иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и
сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей
компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют свои функции и
взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации
полномочий, предусмотренных НК и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о
налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным
государственными органами и органами местного самоуправления, служащие
основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов,
а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном
НК;
3) производить выемку документов у налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в
случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут
уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в
налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов
для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и
сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с
исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам
налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать
арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в
порядке, предусмотренном НК;
6) в порядке, предусмотренном НК, осматривать любые
используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с
содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения
производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить
инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения
инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается
Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате
налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем
на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об
иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика
допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных,
складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых
налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов
налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу
необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и
расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением
установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений
законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных
требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и
штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК;
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт
списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и
с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и
перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля
специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения
налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о
приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на
право осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или
арбитражные суды иски (заявления):
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые
правонарушения в случаях, предусмотренных НК;
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или)
муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию
денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового
органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным
взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с
налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном
налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных НК.
Налоговые органы осуществляют также другие права,
предусмотренные НК.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и
изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия
указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Формы и форматы предусмотренных НК документов, которые
используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения
форм указанных документов и порядок представления таких документов в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области
налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК.
Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и
физических лиц;
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной
форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых
в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов
и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а
также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок
их заполнения;
5) руководствоваться письменными разъяснениями
Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о
реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке,
определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих
счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов,
сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
7) принимать решения о возврате налогоплательщику,
плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне
взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на
основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам
Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне
уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке,
предусмотренном НК;
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее
сохранение;
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или
налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а
также в случаях, предусмотренных НК, налоговое уведомление и (или) требование
об уплате налога и сбора;
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора
или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного
лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется (передается в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со
дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса
налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
10.1) представлять ответственному участнику
консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в
пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов
консолидированной группы налогоплательщиков и участников этой группы по налогу
на прибыль организаций;
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам,
сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам,
сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по
налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным
письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому
агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение
следующего дня после дня составления такого акта.
Форма и форматы акта совместной сверки расчетов
по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронной
форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и
сборов;
12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении
этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
13) по заявлению ответственного участника
консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых
налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.
Налоговые органы несут также другие обязанности,
предусмотренные НК и иными федеральными законами.
Если в течение двух месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику
(плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик
(плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме
указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет
предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах,
содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые
органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств
направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить
предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных
статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела.
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с НК и иными
федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и
обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам,
их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о
налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
Таможенные органы пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через
таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным
законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о
таможенном деле, НК, иными федеральными законами о налогах, а также иными
федеральными законами.
Должностные лица таможенных органов несут обязанности,
предусмотренные НК, а также другие обязанности в соответствии с таможенным
законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о
таможенном деле.
Министерство финансов Российской Федерации дает
письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному
участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и
налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и
налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства
субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов
муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Министерство финансов Российской Федерации, финансовые
органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают
письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со
дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя
руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть
продлен, но не более чем на один месяц.
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за
убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам
вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно
неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других
работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке,
предусмотренном НК и иными федеральными законами.
За неправомерные действия или бездействие должностные
лица и другие работники несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий