В случаях, предусмотренных НК, при проведении действий
по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы
составляются на русском языке.
В протоколе указываются:
1) его наименование;
2) место и дата производства конкретного действия;
3) время начала и окончания действия;
4) должность, фамилия, имя, отчество лица,
составившего протокол;
5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего
в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях -
его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
6) содержание действия, последовательность его
проведения;
7) выявленные при производстве действия существенные
для дела факты и обстоятельства.
Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в
производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица
вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Протокол подписывается составившим его должностным
лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве
действия или присутствовавшими при его проведении.
К протоколу прилагаются фотографические снимки и
негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при
производстве действия.
По результатам выездной налоговой проверки в течение
двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой
проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть
составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о
налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными
лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен
акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания
камеральной налоговой проверки.
По результатам выездной налоговой проверки
консолидированной группы налогоплательщиков в течение трех месяцев со дня
составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными
лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт
налоговой проверки.
Акт налоговой проверки подписывается лицами,
проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого
проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой
проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки
подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным
участником этой группы (его представителем).
Об отказе лица, в отношении которого проводилась
налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника
консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается
соответствующая запись в акте налоговой проверки.
В акте налоговой проверки указываются:
1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой
понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
2) полное и сокращенное наименования либо фамилия,
имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы
налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту
нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации
указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного
подразделения и место его нахождения;
3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку,
их должности с указанием наименования налогового органа, который они
представляют;
4) дата и номер решения руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для
выездной налоговой проверки);
5) дата представления в налоговый орган налоговой
декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
6) перечень документов, представленных проверяемым
лицом в ходе налоговой проверки;
7) период, за который проведена проверка;
8) наименование налога, в отношении которого
проводилась налоговая проверка;
9) даты начала и окончания налоговой проверки;
10) адрес места нахождения организации (участников
консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического
лица;
11) сведения о мероприятиях налогового контроля,
проведенных при осуществлении налоговой проверки;
12) документально подтвержденные факты нарушений
законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об
отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению
выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если НК
предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и
сборах.
К акту налоговой проверки прилагаются документы,
подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные
в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого
проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не
подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую,
налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные
данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Форма и требования к составлению акта налоговой
проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты
этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка,
или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим
о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась
проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой
проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой
проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации
(обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае
направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения
этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
При проведении налоговой проверки консолидированной
группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого
акта вручается ответственному участнику консолидированной группы
налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая
проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте
налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15
дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в
соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом
или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к
письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган
документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих
возражений.
Письменные возражения по акту налоговой проверки
консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным
участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При
этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе
приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в
налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность
своих возражений.
Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной
налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке,
предусмотренном статьей 101 НК.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового
контроля налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном
статьей 101.4 НК.
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой
проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были
выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные
проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту
должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового
органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в
течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК.
Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового
органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой
проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и
месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному
участнику этой группы, который признается проверяемым лицом.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка,
вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично
и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась
налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми
материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового
контроля. При проведении налоговой проверки консолидированной группы
налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе
участвовать представители ответственного участника этой группы, других
участников такой группы.
Неявка лица, в отношении которого проводилась
налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о
времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является
препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех
случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Обязанность по извещению участников консолидированной
группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой
проверки лежит на ответственном участнике этой группы. Ненадлежащее исполнение
указанной обязанности ответственным участником этой группы не является
основанием для отложения рассмотрения материалов налоговой проверки.
Налоговый орган обязан известить участника
консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения
материалов налоговой проверки, если в акте налоговой проверки по
консолидированной группе налогоплательщиков имеется предложение о привлечении
этого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по
существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой
налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия
в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по
делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов
налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного
рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении
которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого
представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре
рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения
материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо
для рассмотрения.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может
быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы
мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении
которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это
лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения
материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки
исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее
истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка
(включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы,
представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных
налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК. Если
документы (информация) о деятельности налогоплательщика (консолидированной
группы налогоплательщиков) были представлены в налоговый орган с нарушением
сроков, установленных НК, полученные налоговым органом документы (информация)
не будут считаться полученными с нарушением НК. В ходе рассмотрения материалов
налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае
необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении
которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники)
консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о
налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения
состав налогового правонарушения;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения
лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в
совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или
отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В случае необходимости получения дополнительных
доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о
налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий
один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы
налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий
налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость
проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная
форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового
контроля может проводиться истребование документов, допрос свидетеля,
проведение экспертизы.
По результатам рассмотрения материалов налоговой
проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит
решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы
налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении
к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
2) об отказе в привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного
привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они
установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения,
подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении
которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих
доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за
конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК, предусматривающих
данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются
размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате
штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие
основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к
ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки,
если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В решении о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в
течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать
указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место
нахождения, другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по
результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки
консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней
со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено
соответствующее решение. Решение о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения
материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы
налогоплательщиков, вступают в силу по истечении 20 дней со дня вручения
ответственному участнику этой группы. При этом соответствующее решение должно
быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если
решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте
заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты
направления заказного письма.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение
налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК, указанное
решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом
полностью или в части.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее
решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в
силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить
не вступившее в силу решение полностью или в части.
После вынесения решения о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять
обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения
указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие
этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение
такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в
решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его
вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до
дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового
органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о
замене обеспечительных мер. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер
вступает в силу со дня его вынесения.
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества
налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим
подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно
в отношении:
недвижимого имущества, в том числе не участвующего в
производстве продукции (работ, услуг);
транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна
служебных помещений;
иного имущества, за исключением готовой продукции,
сырья и материалов;
готовой продукции, сырья и материалов.
При этом запрет на отчуждение (передачу в залог)
имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная
стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского
учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на
основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения;
2) приостановление операций по счетам в банке в
порядке, установленном статьей 76 НК.
Приостановление операций по счетам в банке в порядке
принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета
на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная
стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы
недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении
к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе
в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приостановление операций по счетам в банке допускается
в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в
решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в
залог) в соответствии с пунктом 1.
В случае, если решение вынесено по результатам
рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы
налогоплательщиков, установленные настоящей статьей обеспечительные меры могут
быть приняты в отношении участников этой группы. При этом в первую очередь
обеспечительные меры принимаются в отношении ответственного участника этой
группы. При недостаточности принятых в отношении указанного ответственного
участника обеспечительных мер для исполнения решения обеспечительные меры могут
быть приняты к иным участникам этой консолидированной группы налогоплательщиков
в последовательности и с учетом ограничений, которые установлены пунктом 11
статьи 46 НК.
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено
решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить
обеспечительные меры на:
1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк
обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также
суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в
установленный налоговым органом срок;
2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном
рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке,
предусмотренном статьей 73 НК;
3) поручительство третьего лица, оформленное в
порядке, предусмотренном статьей 74 НК.
При предоставлении налогоплательщиком на сумму,
подлежащую уплате в бюджетную систему Российской Федерации на основании решения
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или
решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения, действующей банковской гарантии банка, включенного в перечень
банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в
целях налогообложения, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в
замене предусмотренных настоящим пунктом обеспечительных мер.
Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия
решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его
вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо
его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим
о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
В случае направления копии решения по почте заказным
письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления
заказного письма.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов
требований, установленных НК, может являться основанием для отмены решения
налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения
материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим
налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким
существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении
которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов
налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение
возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового
органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения
процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие
нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа неправомерного решения.
По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые
физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к
административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового
органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном
правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих
правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических
лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в
соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
В случае, если налоговый орган, вынесший решение о
привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) -
физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения,
направил материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем
направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового
органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении
этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога
(сбора), пеней, штрафа.
При этом течение сроков взыскания, предусмотренных НК,
приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании
соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет
вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или
постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему
уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель
(заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем
получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о
возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения
о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
В случае, если действие (бездействие)
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - физического лица,
послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение
налогового правонарушения, стало основанием для вынесения обвинительного
приговора в отношении данного физического лица, налоговый орган отменяет
вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора,
налогового агента) - физического лица к ответственности за совершение налогового
правонарушения.
Следственные органы, получившие от налоговых органов
материалы обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах
рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия
соответствующего решения.
Копии решений налогового органа, указанных в настоящем
пункте, в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения
вручаются налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее
решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом,
свидетельствующим о дате их получения. В случае направления копии решения
налогового органа по почте заказным письмом датой ее получения считается шестой
день с даты отправки.
Решение о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий
налоговый орган в порядке, определяемом настоящей статьей.
Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов
выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков,
обжалуется ответственным участником этой группы, а в части привлечения иного
участника этой группы к ответственности за совершение налогового правонарушения
может быть самостоятельно обжаловано таким участником.
Решение о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть
обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
В случае, если вышестоящий налоговый орган,
рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего
налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с
даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
В случае, если вышестоящий налоговый орган,
рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового
органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений,
вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым
органом.
Вступившее в силу решение о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое
не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий
налоговый орган.
По ходатайству лица, обжалующего решение налогового
органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого
решения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном
порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд
исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение,
стало известно о вступлении его в силу.
Решение о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его
вступления в силу.
Обращение соответствующего решения к исполнению
возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения
жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу
соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное
решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
На основании вступившего в силу решения лицу, в
отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в
установленном статьей 69 НК порядке требование об уплате налога (сбора),
соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к
ответственности за налоговое правонарушение.
При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях
законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК
(за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых
рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК), должностным лицом
налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения
должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным
лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего
нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается
соответствующая запись в этом акте.
В акте должны быть указаны документально
подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также
выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения
законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и
применению налоговых санкций.
Форма акта и требования к его составлению
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое
правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о
дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного
акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в
акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае
направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта
считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в
случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и
предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения,
в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый
орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в
согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие
обоснованность возражений.
По истечении срока, указанного выше, в течение 10 дней
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в
котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а
также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое
правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к
ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта
налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах
и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица,
привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или
его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный
акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные
возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового
правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права
давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица,
привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не
допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК. Если
документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности,
в налоговый орган с нарушением установленных НК сроков, то полученные документы
(информация) не будут считаться полученными с нарушением НК.
В ходе рассмотрения акта и других материалов
мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в
случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта,
специалиста.
В ходе рассмотрения акта и других материалов
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении
которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения
состав налоговых правонарушений, содержащихся в НК;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения
лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в
совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или
отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему
документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового
органа выносит решение:
1) о привлечении лица к ответственности за налоговое
правонарушение;
2) об отказе в привлечении лица к ответственности за
налоговое правонарушение.
В решении о привлечении лица к ответственности за
нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства
допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые
подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к
ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о
привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с
указанием статей НК, предусматривающих ответственность за данные
правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В решении о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо,
в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение,
порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему
должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его
нахождения, другие необходимые сведения.
На основании вынесенного решения о привлечении лица к
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется
требование об уплате пеней и штрафа и в сроки, установленные пунктом 2 статьи
70 НК.
Копия решения руководителя налогового органа и
требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое
правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о
дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо,
привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения
копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным
письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их
отправки по почте заказным письмом.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов
требований, установленных НК, может являться основанием для отмены решения
налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения
акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для
отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К
таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении
которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов
лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица
представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа
вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры
рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести
к принятию неправильного решения.
По выявленным налоговым органом нарушениям
законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к
административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового
органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел
об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц,
виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с
законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым
органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом
государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о
налогоплательщике, за исключением сведений:
1) являющихся общедоступными, в том числе ставших
таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и
мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или
правоохранительным органам других государств в соответствии с международными
договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская
Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или
правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
5) предоставляемых избирательным комиссиям в
соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым
органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а
также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве
собственности.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми
органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами
государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными
лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности,
использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую
тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному
лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа
государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному
специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Не является разглашением налоговой тайны
предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной
группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих
налоговую тайну.
Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел,
следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные
органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения
и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую
тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и
сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области
внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия
в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного дела.
Утрата документов, содержащих составляющие налоговую
тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность,
предусмотренную федеральными законами.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в
государственном органе, в который такие сведения поступили в соответствии с
законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют
должностные лица, определяемые руководителем этого государственного органа.
При проведении налогового контроля не допускается
причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо
имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.
Убытки, причиненные неправомерными действиями
налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля,
подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный
доход).
За причинение убытков проверяемым лицам, их
представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы
и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными
законами.
Убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям
правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не
подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
После вынесения решения о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не
являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда
внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий
налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица,
привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения,
налоговой санкции, установленной НК.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить
лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения,
добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за
совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму
налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый
орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой
санкции, установленной НК, за совершение данного налогового правонарушения.
Заявление о взыскании налоговой санкции с организации
или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического
лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
К заявлению прилагаются решение налогового органа и
другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
В необходимых случаях одновременно с подачей заявления
о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за
совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд
ходатайство об обеспечении требования в порядке, предусмотренном гражданским
процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным
процессуальным законодательством Российской Федерации.
Эти правила применяются также в случае привлечения к
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в
связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению
налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям
рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению
налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными
предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с
гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Исполнение вступивших в законную силу решений судов о
взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Исполнение вступивших в законную силу решений судов о
взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета,
производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской
Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий