Согласно положений ФЗ «О прокуратуре» надзор бывает – 1) за
исполнением законов; 2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и 3)
за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
дознание, предварительное следствие.
Тепрь давайте рассмотрим каждый из выше указанных надзоров по отдельности.
И начнем с надзора за исполнением законов.
соблюдение Конституции Российской Федерации и
исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации,
федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными
федеральными органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного
управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления
общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного
содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания,
а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций;
соответствие
законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в
настоящем пункте.
При осуществлении надзора за
исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные
органы.
Проверки исполнения законов
проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах
нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
по предъявлении служебного
удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь
доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с
поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и
других должностных лиц органов представления необходимых документов,
материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для
выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы
прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или
подведомственных им организаций;
Прокурор или его заместитель по
основаниям, установленным законом,
возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения
лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности,
предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или
его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и
должностными лицами:
освобождает своим постановлением
лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений
несудебных органов;
опротестовывает противоречащие
закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о
признании таких актов недействительными;
Должностные лица органов обязаны
приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении
проверок и ревизий незамедлительно.
Прокурор или его заместитель
приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному
лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему
должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством Российской
Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в
десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на
решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской
Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При
исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения
закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О
результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в
письменной форме.
Представление об устранении
нарушений закона вносится прокурором или его
заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить
допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения
представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных
нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах
принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом,
выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об
административном правонарушении.
Постановление
прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении
подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в
срок, установленный законом. О
результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В целях предупреждения
правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях
прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а
при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки
экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных)
объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В
случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении,
должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к
ответственности в установленном законом порядке.
Теперь давайте рассмотрим надзор
за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Предметом надзора является
соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными
органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,
субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в
местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах
принудительного содержания, а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций.
Органы
прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые
осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не
вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
рассматривает и проверяет
заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и
гражданина;
принимает меры по предупреждению
и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к
ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
При наличии оснований полагать,
что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления,
прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты
уголовному преследованию в соответствии с
законом.
В случаях,
когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер
административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об
административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о
правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые
полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод
человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства,
когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может
лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда
нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных
обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор
предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах
пострадавших.
Прокурор или его заместитель
приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или
должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Представление об устранении
нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его
заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить
допущенное нарушение.
И так же мы должны рассмотреть прокурорский надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие.
Предметом надзора является
соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка
разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий