Коллективный трудовой спор -
неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и
работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий
труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения
коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя
учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии
локальных нормативных актов.
Примирительные
процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения
примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
День начала
коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его
представителя) об отклонении всех или части требований работников (их
представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в
соответствии со статьей 400 ТК своего решения.
Забастовка
- временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей
(полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Правом выдвижения
требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии
со статьями 29 - 31 и частью пятой статьи 40 ТК.
Требования,
выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации
(филиала, представительства или иного обособленного структурного
подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на
соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной
форме и направляются работодателю представительным органом работников,
уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.
Собрание
работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины
работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не
менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых
требований принимается большинством голосов работников (делегатов),
присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания
(созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право
утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку
выдвинутых им требований.
Работодатель
обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое
помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не
вправе препятствовать его (ее) проведению.
Требования
профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных
профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений
профессиональных союзов и объединений территориальных организаций
профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами,
уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений,
и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального
партнерства.
Требования
(копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в
соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных
трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае
государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан
проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного
трудового спора.
Работодатель
обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О
принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников
организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного
подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение
двух рабочих дней со дня получения указанных требований.
Объединения
работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии
со статьей 34 ТК, обязаны принять к рассмотрению направленные им
требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной
форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение
трех недель со дня получения указанных требований.
Порядок
разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией,
рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в
трудовом арбитраже.
Каждая
из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора
имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в
соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых
споров для уведомительной регистрации спора.
Ни
одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от
участия в примирительных процедурах.
Представители
сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный
орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все
предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего
коллективного трудового спора.
В случае необходимости
сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть
продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении
срока оформляется протоколом.
Работники
имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить
собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в
период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период
организации и проведения забастовки.
В
случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне
социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух
рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае
возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального
партнерства - в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового
спора.
Решение о
создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора
на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим
приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.
Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых
споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими
актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и
представителей работников.
Примирительная
комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на
равноправной основе.
Стороны коллективного
трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и
участия в ее работе.
Работодатель
(представитель работодателей) создает необходимые условия для работы
примирительной комиссии.
Коллективный
трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть
рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный
трудовой спор на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих
дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.
Решение
примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного
трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора
обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением
примирительной комиссии.
При недостижении
согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора
приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с
участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Не
позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией
протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести
переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.
При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется
протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной
процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового
спора в трудовом арбитраже.
При согласии
сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового
спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего
стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней
согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного
трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в
соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных
трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного
трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то
они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в
трудовом арбитраже.
Порядок
рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется
соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.
Посредник имеет право
запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них
необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.
Рассмотрение
коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном
уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях
социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения
(назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного
трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола
разногласий.
Трудовой арбитраж
представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора
совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию
коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового
спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий
трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров,
передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
Не
позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по
завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника,
либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового
спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после
оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного
трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием
посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о
рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При
согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного
трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее
соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений
трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны
при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального
партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного
трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех
рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по
урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для
рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на
рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Состав и
регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя
(представителя работодателей), представителя работников и государственного
органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем
трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для
разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением
о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего
трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может
утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже
(типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).
Коллективный
трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей
сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном
уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении
коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок
до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или
передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий
трудовой арбитраж.
Трудовой
арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает
необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае
необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о
возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает
решение по существу коллективного трудового спора.
Решение
трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается
сторонам этого спора в письменной форме.
В
случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи
413 ТК в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть
проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом
арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон
обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.
При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового
арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового
спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по
этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по
урегулированию коллективных трудовых споров.
Члены
примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении
коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением
среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.
Участвующие в
разрешении коллективного трудового спора представители работников, их
объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора
подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или
уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия
уполномочившего их на представительство органа.
При уклонении одной из
сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе
примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет
право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового
спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня
предъявления указанного требования.
При уклонении одной из
сторон коллективного трудового спора от переговоров о рассмотрении
коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в
рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника другая сторона
коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о
рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже не позднее следующего
рабочего дня после дня предъявления указанного требования.
При уклонении
работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового
арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно
действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного
трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не
привели к разрешению коллективного трудового спора.
Государственными
органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых
споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных
услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:
производит
уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения,
изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне
социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях,
финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров,
возникающих в случаях, когда в соответствии с частями
первой и второй статьи 413 ТК в целях разрешения коллективного
трудового спора забастовка не может быть проведена;
Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании
коллективных трудовых споров:
производят
уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением
коллективных трудовых споров, указанных выше;
выявляют, анализируют и
обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают
предложения по их устранению;
оказывают методическую
помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и
разрешения;
Государственные органы
по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по
урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями
работников и работодателей.
Работники
государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют
право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении
удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также
работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых
споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
Соглашения,
достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого
спора, в том числе соглашение об урегулировании коллективного трудового спора,
оформляются в письменной форме и имеют для сторон коллективного трудового спора
обязательную силу. Контроль за их выполнением осуществляется сторонами
коллективного трудового спора.
В соответствии
со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право
работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
Если примирительные
процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья
406 ТК) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели
(представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами
коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 ТК),
или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители
имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда
в соответствии с частями первой и второй статьи 413 ТК в
целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть
проведена.
Участие
в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или
отказу от участия в забастовке.
Лица,
принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут
дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке,
установленном ТК, иными федеральными законами.
Решение об объявлении
забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации
(филиала, представительства или иного обособленного структурного
подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению
представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение
коллективного трудового спора.
Решение об
участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным
союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием
(конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных
процедур.
Собрание работников
данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более
половины от общего числа работников. Конференция работников данного
работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух
третей делегатов конференции.
Работодатель
обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения
собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее)
проведению.
Решение считается
принятым, если за него проголосовало не менее половины работников,
присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания
(созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право
утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку
проведения забастовки.
В период
рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками
может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка.
Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении
коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после
трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением
работодателя в письменной форме не позднее, чем за два рабочих дня, а при
рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального
партнерства - после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с
предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих
дня.
При
проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает
минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК.
О начале предстоящей
забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее,
чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным
союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные
представители работодателей, определенные в соответствии со статьей
34 ТК, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее, чем за
семь рабочих дней.
перечень разногласий
сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и
проведения забастовки;
дата и время начала
забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может
быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении
забастовки;
наименование
органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников,
уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
предложения по минимуму
необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки
работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного
структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
Работодатель
предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по
урегулированию коллективных трудовых споров.
В случае, когда
забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении
забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется
в порядке, установленном статьей 401 ТК.
Орган,
возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции)
работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим
интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по
спорным вопросам.
Орган, возглавляющий
забастовку, имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки
не требуется повторное рассмотрение коллективного трудового спора
примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и
соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых
споров должны быть предупреждены в письменной форме о возобновлении забастовки
не позднее чем за два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной
профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей,
иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей
34 ТК, и соответствующий государственный орган по урегулированию
коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее,
чем за три рабочих дня.
В период проведения
забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение
этого спора путем проведения переговоров.
Работодатель,
органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган,
возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению
в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и
работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет
непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Перечень
минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки
работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных
структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность
которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно
важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики
разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на
который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей
отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим
общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли)
экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень
минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми
действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными
союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых
работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.
Орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума
необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими
федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по
согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций
профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные
перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и
определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума
необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Минимум необходимых
работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками
организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного
подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением
работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников
совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума
необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об
объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ
(услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или
угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть
включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями
минимума необходимых работ (услуг).
В
случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг)
устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решение
указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может
быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.
При
необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть
приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным
органом работников соответствующих требований.
В
соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются
незаконными и не допускаются забастовки:
а) в периоды введения
военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с
законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях
Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных
формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных
структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения
обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных,
поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации
стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в
организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных
подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или
оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
б) в
организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных
подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности
населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение,
газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь,
больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне
страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Забастовка
является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и
требований, предусмотренных ТК.
Решение о
признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми,
областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной
области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
Решение суда доводится
до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно
проинформировать участников забастовки о решении суда.
Решение суда о
признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит
немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к
работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда
органу, возглавляющему забастовку.
В случае создания
непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся
забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же
срок.
В
случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов
Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской
Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим
судом, но не более чем на десять календарных дней.
Участие
работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой
дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением
случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с частью
шестой статьи 413 ТК.
Запрещается
применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной
ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью
шестой статьи 413 ТК.
Работодатель имеет
право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в
забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного
минимума работ (услуг).
Коллективным договором,
соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного
трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам,
участвующим в забастовке.
Работникам, не
участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности
выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим
простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах,
которые предусмотрены ТК. Работодатель имеет право переводить указанных
работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК.
Коллективным договором,
соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного
трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат
работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный ТК.
В процессе
урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение
забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе
работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в
забастовке.
Представители
работодателя (представители работодателей), уклоняющиеся от получения
требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не
предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению
требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению,
привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с ТК или административной
ответственности в порядке, который
установлен законодательством Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Представители
работодателя (представители работодателей) и работников, виновные в
невыполнении обязательств по соглашениям, достигнутым в результате
примирительной процедуры, а также виновные в неисполнении либо отказывающиеся
от исполнения решения трудового арбитража, привлекаются к административной
ответственности в порядке, который
установлен законодательством Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Работники,
приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий рабочий
день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в
законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке
или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному
взысканию за нарушение трудовой дисциплины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий